Модели управления запасами
В. И. Сергеев, “Менеджмент в бизнес-логистике”.- М.: Информационный издательский дом “Филинъ”, 1997.-772 с.
Рассматриваются модели управления запасами и проводится анализ их устойчивости к различным ситуациям.
Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели: модель с фиксированным размером заказа, модель с фиксированным интервалом времени между заказами, модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня, модель “Минимум - Максимум”.
Модель с фиксированным уровнем
запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции (), потребность в этой
продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет
порогового уровня, размещается новый заказ, оптимальный размер заказа (
) выбирается таким
образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось
, так как продукция не
поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время
поставки. Также необходимо учитывать резервный запас (
), служащий для предотвращения
дефицита.
.
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим
образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен
пополнить уровень запаса до
. Модель с установленной периодичностью
пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы
делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется
уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается
дополнительный заказ. Модель “Минимум - Максимум” работает следующим образом:
контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке
оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается
заказ.
При ближайшем рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы:
когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного
запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса рассматривается два случая:
спрос на продукцию
—
детерминированная или случайная величина. В первом случае:
, где
— время возможной задержки поставки. Во
втором, время поставки
и время возможной задержки поставки
— детерминированы. Значит ежедневный спрос
за предыдущий период определяется как мат. ожидание
и дисперсия
. Время между моментам размещения
заказа и моментом его получения
:
. Спрос за время
равен сумме ежедневных спросов,
если
более 4-х
дней, то суммарный спрос за
распределен по нормальному закону с мат.
ожиданием
, и
дисперсией
.
Зададимся вероятностью возможного
дефицита , по
таблице нормального распределения находим
, значит
Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного a.
Оптимальный размер заказа находится по формуле Уилсона:
, где
— затраты на размещение одного заказа,
— издержки на хранение 1
ед. продукции в ед. времени.
Выше были рассмотрены однопродуктовые модели. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество с одними транспортными расходами. При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. В этих случаях более жизненными являются вторая и третья модели.
Список литературы
1. В. И. Сергеев, “Менеджмент в бизнес-логистике”.- М.: Информационный издательский дом “Филинъ”, 1997.-772 с.